19 мая 2024

В прокуратуре области состоялось совещание по вопросам обеспечения экологической безопасности, взаимодействия контролирующих органов с Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой и проблемах при реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В работе совещания принимали участие руководители Управления Росприроднадзора по Воронежской области, Управления по экологии и природопользованию Воронежской области и ряда других контролирующих органов.

Совещанием отмечено, что в связи с созданием Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры надзору за соблюдением природоохранного законодательства будет уделяться повышенное внимание.

В постоянном поле зрения природоохранной прокуратуры будет находиться деятельность и контролирующих органов. В план работы природоохранной прокуратуры на 1-е полугодие 2010 года уже включены проверки ряда из них.

Несмотря на принимаемые органами прокуратуры и контролирующими органами меры, экологическая ситуация на территории области остается неблагополучной, о чем свидетельствуют многочисленные нарушения, выявленные в ходе проверок.

Основными экологическими проблемами в области остаются вопросы хранения, утилизации и захоронения промышленных, биологических и бытовых отходов, загрязнения водных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, безлицензионного пользования недрами, нарушения режима использования водоохранных зон и др.

Остается нерешенной проблема с бесхозяйными скотомогильниками,  гидротехническими сооружениями, артскважинами, несущими угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. До настоящего времени не проведена инвентаризация гидротехнических сооружений.

Распространены факты сбросов неочищенных стоков в водные объекты, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, самовольного  использования природных ресурсов, осуществления деятельности без лицензии.

Вместе с тем, принимаемые  правоохранительными и контролирующими органами меры являются недостаточными, редко используется практика  применения мер уголовно-правового характера по данным фактам. 

Хозяйствующим субъектам выгодно платить незначительные штрафные санкции, чем модернизировать производство, вкладывать денежные средства в природоохранные мероприятия.

По итогам совещания приняты следующие решения: с учетом анализа состояния законности органам прокуратуры области  с привлечением специалистов контролирующих органов регулярно проводить проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды в органах местного самоуправления, на предприятиях, осуществляющих деятельность в сфере природопользования; принять меры по обеспечению выполнения контролирующими органами возложенных на них полномочий в сфере охраны окружающей среды, установив контроль за полнотой и законностью принимаемых ими мер по предотвращению и пресечению экологических правонарушений и устранению их последствий, наказанию виновных лиц и возмещению ущерба (вреда), причиненного природным объектам. При выявлении правонарушений, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, обеспечить незамедлительную передачу материалов в следственные органы; использовать практику привлечения к административной ответственности не только должностных лиц предприятий за нарушения экологического законодательства, но и юридических лиц; обеспечить постоянный контроль и надзор за соответствием областного законодательства в сфере охраны окружающей среды федеральному законодательству. При  необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вносить в законодательные органы предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов; шире освещать результаты прокурорских проверок в сфере охраны окружающей среды, в том числе деятельности контролирующих органов, в средствах массовой информации.