13 мая 2024

05 марта 2007 года прокурором области принесен протест на Закон Воронежской области от 21.03.95 № 12-з «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Воронежской области» и Закона Воронежской области от 27.10.99 № 118-11-ОЗ «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления». Законы не соответствует федеральному законодательству в части оснований досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, установления  ограничений, связанных с осуществлением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, а также наличия права депутата органа местного самоуправления на отсрочку от призыва на действительную военную службу и на военные сборы на срок его полномочий.

В частности, установленные Законами области перечни оснований досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица  и депутата представительного органа местного самоуправления не предусматривают всех случаев досрочного прекращения этих полномочий, определенных  пунктом 10 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В Законе области отсутствуют положения, регламентирующие досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в случаях:          - признания судом ограниченно дееспособным;          - вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;          - его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;          - прекращения гражданства иностранного государства;         - призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.    

Кроме того, действующее федеральное законодательство не предусматривает случаев освобождения депутатов местного самоуправления от призыва на действительную военную службу и на военные сборы на срок его депутатских полномочий.

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование этого вопроса отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в указанной сфере правоотношений.  Таким образом, статья 24 Закона области, декларирующая право освобождения от призыва на действительную военную службу и на военные сборы  депутата представительного органа местного самоуправления, подлежит отмене законодательным органом области.

Также статьей 8 Закона области «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления» не определены в полном объеме ограничения, связанные с осуществлением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, а также полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Указанные ограничения Законом области не предусмотрены.

Следует отметить, что Федеральным законом ограничения на предпринимательскую, а также иною оплачиваемую деятельность установлены только  для выборных должностных лиц местного самоуправления, oсуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Между тем, ст.8 Закона области данное ограничение определено для выборных должностных лиц местного самоуправления без учета работы на постоянной либо непостоянной основе.